Вход Господень в Иерусалим. Переломный момент Великого поста

Вслед за воскрешением Лазаря наступает переломный момент Великого поста — Вход Господень в Иерусалим, иначе Неделя ваий, или Цветоносная Неделя, или Вербное воскресенье.

Заканчивается Четыредесятница и начинается Страстная седмица.

Вход Господень в Иерусалим. Переломный момент Великого поста
Вход Господень в Иерусалим

Интересно, что Великий пост чем-то похож на шествие Христа в Иерусалим.

Чтобы попасть в Иерусалим из Вифании, Елеонскую гору можно было без труда обойти. Но Христос избрал более сложный и утомительный путь. Через гору. Поэтому сначала Христос подымался вверх, пока не достиг перевала.

Шествие Христа: как это происходило?

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает, что если сопоставить повествования этого события всех четырёх Евангелистов, то можно представить, как это происходило:

«Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (Лук. 19:37), то есть когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим «Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога» за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса.

Вид Иерусалима, представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей народной массы, который вылился в радостных и громогласных криках: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».

Духовный смысл Входя Господня

Святые отцы раскрывают духовный смысл других подробностей Входа Господня в Иерусалим.

Преподобный Авва Дорофей объясняет, что Христос воссел на ослёнка для того, чтобы нашу душу, уподобившуюся, как говорит Пророк, скотам бессловесным и несмысленным, — как Слово Божие, — обратить и покорить своему Божеству.

Народ встречал Спасителя пальмовыми и масличными ветвями.

Ава Дорофей объясняет, что пальмовые ветви суть символ победы, а масличные ветви суть символ милости. Когда кто терпит обиды и хочет обратиться к человеку, который может защитить его, то он приносит ему ветви масличные, взывая и умоляя о помиловании и подании помощи.

Христа окружало множество народа.

Святитель Николай Сербский объясняет, что множество народа, которые в тесноте и давке радостно ожидают и приветствуют Христа, символизируют собой благородные чувства и возвышенные мысли человека. Предводители толп народы, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземлённые мысли.

Народ славил Бога.

Напротив, предводители толп, фарисеи, хотели, чтобы они замолкли.

По словам Ариепископа Аверкия (Таушева), это славословие Христу Мессии устроятся в сердцах и устах народа Самим Богом. Если бы люди воспротивились этому Божьему повелению, тогда бездушные камни заменили бы людей прославлении Господа.

Господь ехал в Иерусалим.

Иерусалим — пишет Святитель Николай Сербский— означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим, означает вхождение Бога в Душу.

Конечной целью торжественного шествия Христа стал Иерусалимский храм.

Святитель Николай Сербский пишет, что храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет приют. Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима — своей души — и принял Бога в себя.

P.S.: За Литургией в Неделю ваий читается Евангелие от Иоанна 41 зачало (Ин. 12, 1-8, зач. 41).