Да явятся дела Божiя

Может ли современная медицина дать человеку зрение, который родился без глаз? Кажется, таких случаев пока не было. А две тысячи лет назад Христос впервые в истории человечества совершил такое исцеление. Об этом событии свидетельствует евангелист Иоанн в зачале 34.

Неделя 6-я о слепом

На вопрос учеников, кто согрешил, что он незрячий, Христос ответил, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». А по церковно-славянски это звучит так:

Ни сéй согрѣши́, ни роди́теля егó, но да явя́т­ся дѣлá Бóжiя на нéмъ.

Из этих слов можно подумать, что человек был лишён зрения от рождения и обижен ради славы Божией.

Толкователи Евангелия действительно видят здесь трудное для понимания место. Но приходят к выводу, что слепота на самом деле послужила к добру, так как он прозрел не только телесно, но и духовно.

Блаженный Феофилакт Болгарский, например, пишет, что «он (слепорожденный) более облагодетельствован. Ибо вместе со зрением телесным он прозрел и очами душевными. Слепота послужила ему на добро, так как чрез исцеление от нее он познал истинное Солнце Правды. Итак, слепец этот не обижен, а облагодетельствован».

Святитель Иоанн Златоуст также замечает «что он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении… Только грех есть зло, а слепота – не зло».

Причиной же трудности в понимании является частица «да»: во многих местах она указывает не на причину, а на последствие.

Святитель Иоанн Златоуст среди множества примеров приводит слова Христа «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут» (Ин. 9, 39). Здесь святитель указывает на очевидность, что не для того, конечно, пришел Христос, чтобы видящие слепы были.

Так и в случае со слепорожденным указывается не причина, а следствие. То есть, выражение «но да явя́т­ся дѣлá Бóжiя на нéмъ» означает, что чрез исцеление слепого прославился Бог.

Блаженный Феофилакт поясняет, что Бог наш Иисус, врачуя поврежденные члены и приводя их в естественное (нормальное) состояние, показывает, что Творец и прочих членов есть Он же.

Чудо исцеления слепого от рождения празднуется в шестую неделю по Пасхе. В 2017 году этот день приходится на 21 мая.