Лекарство от безумия

Христос долготерпелив и кроток. Тем не менее, в главе 23 Евангелия от Матфея Он обличает книжников и фарисеев строго и жёстко, говоря «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» и называя их «Безумные и слепые!»

Обличение фарисеев

В чём же, всё таки, фарисеи были неправы?

Блаженный Иероним Стридонский поясняет, что они изобличаются в том, что все делают ради выгоды, а не из страха Божия.

Согласно преданию фарисеев поклявшийся храмом или жертвенником и нарушивший клятву не становится виновен в клятвопреступлении. Наоборот, если бы кто поклялся золотом в храме или даром на жертвеннике, то он немедленно был вынуждаем возместить то количество, которым он поклялся — и всего этого они требовали весьма заботливо.

Так, из-за корыстолюбия фарисеев клятва храмом считалась более ничтожною — пишет блаженный Феофилакт Болгарский.

Но почему же Христос порицает фарисеев на столько жёстко?

Преподобный Иустин Попович пишет, что речь здесь идет о невероятно важной вещи, — поэтому столько горечи у кроткого Спасителя.

«Фарисеи своим гордоумием превратили свою душу в сумасшедший дом, в котором ничто не находится на своем божественном месте — все пришло в беспорядок, перепуталось, обезумело» — поясняет преподобный Иустин — «и называя их безумными, Спаситель только изображает их духовное состояние и указывает на опасность, которая людям грозит от таких безумцев и слепцов, от таких слепых вождей».

Таким образом, фарисейская гордость и ложь лишают человека ума.

Преподобный Иустин Попович также указывает на то, что вожди слепые — это не только фарисеи, но и люди фарисейского духа, ибо они живут гордостью и ложью.

А раз, это фарисейский дух, то заразится им может любой.

Как же избежать этого безумия?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что «познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием; но фарисей для чувства покаяния недоступен… Неспособный к покаянию, он неспособен зреть света заповедей Божиих, просвещающих очи ума».

И далее: «Хотя он (фарисей) и занимается чтением Писания, хотя видит в нем эти заповеди, но в омрачении своем не останавливается на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их своими умствованиями, нелепыми, уродливыми. Что может быть страннее, несообразнее фарисейских умствований, упоминаемых в Евангелии!»

Да избавит нас Бог от фарисейского безумия и подаст нам дар покаяния.

P.S. Евангелие от Мфатфея, 94 зачало, XXIII, 13-22, читается в понедельник 14 августа, в первый день Успенского поста, когда празднуется Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.