Мера прощения

Перед самым началом Великого Поста Церковь призывает нас совершить дело, которое удаляет нас от греха и приближает к Богу — простить прегрешения против нас ближних наших.

Христос

Поскольку все приготовляющие к Великому Посту недели не теряют своего значения, когда они заканчиваются, но имею целью помочь нам принять правильный духовный курс в продолжении всего Великого Поста, то и Прощёное воскресенье призывает нас обращать особое внимание на то, прощаем ли мы людей, не только в этот самый день, но и в течение всего поста.

Вот, как об этом говорится в Евангелии от Матфея (Мф., VI, 14-15):

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»

Так, на сколько же нужно прощать?

Мера прощения, к которой призывает нас Господь, по словам святителя Иоанна Златоуста бесконечно велика:

«Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас… Он тем самым заповедует не иметь и следа гнева против ближнего».

Возможно ли это, «не иметь и следа гнева против ближнего»?

Оказывается возможно, — говорит святитель Иоанн, — если научиться обращать внимание не на грехи ближнего против нас, а на наши собственные бесчисленные грехи против Бога:

«Если же ты мне укажешь на болезни, печали и прочие бедствия жизни, то подумай, сколько ты оскорбляешь Его каждый день, — и тогда не станешь дивиться, если тебя постигнут и еще большие бедствия; напротив, ты станешь дивиться и изумляться тогда, когда тебе случится наслаждаться каким-либо благом. Теперь мы смотрим только на постигающие нас несчастья, а об оскорблениях, которыми ежедневно оскорбляем Бога, не помышляем. Поэтому и скорбим. Между тем если бы мы тщательно размыслили о грехах, и в один только день учиненных нами, то ясно бы увидели, насколько тяжким повинны мы наказаниям.»

И далее святитель приводит примеры, которые показывают, на что именно нужно обращать внимание:

«Кто из вас, например, не ленился на молитве? Кто не гордился? Кто не тщеславился? Кто не сказал оскорбительного слова брату? Кто не допустил злого пожелания? Кто не посмотрел бесстыдными глазами? Кто не вспомнил о враге с возмущением духа, и сердца своего не наполнил надменностью? Если же находясь даже в Церкви и в краткое время мы сделались преступными в стольких грехах, то каковы будем, когда выйдем отсюда?»

И вот, чтобы освободиться от этих грехов и обрести спокойствие, Господь даёт нам кратчайший путь:

«Бог, желая, чтобы мы освободились от столь многих и великих грехов, предложил нам путь краткий, легкий и удобный. Какой, в самом деле, труд — простить оскорбившему?… освободиться от гнева и весьма легко тому, кто захочет, и это же доставляет спокойствие».

И так, чтобы научиться прощению, станем обращать внимание не на грехи ближних против нас, а на наши собственные грехи против Бога. Их куда больше. Озаботимся нашими собственными грехами и тем, куда они нас тянут. Вспомним, что Господь простит их нам только при условии, что мы прощаем грехи ближних. Тогда перестанем и печалиться о наших несчастьях и обретём спокойствие.

Да поможет нам Господь не просто понять и согласиться, а воплощать это в жизни, на деле.