Коммерческие культы. Можно ли стремиться к богатству?

В 1990-х годах в нашу страну с запада пришла первая «сетевая» компания. Она пришла на добрую почву: большинству людей нужно было выживать, и для этого где-то зарабатывать. С появлением сетевого маркетинга у многих людей появилась надежда обеспечить себе нормальную жизнь. Со временем сетевые компании разрослись и умножились.

трудно богатому войти в Царство Небесное
Тогда сетевой маркетинг был явлением новым, не изученным. Сегодня мы знаем, что более правильное название этого явления — коммерческие культы. Это особый вид сект. В их основе лежит идеология денег и обогащения. Правда, обогащается в них только самая верхушка — за счёт низов. Но люди всё равно вступают в эти пирамиды. Сперва всё так же, чтобы решить свои насущные проблемы, но потом, остаются чтобы обогатиться. А поскольку большинству участников коммерческого культа ни обогатиться, ни решить проблемы, не получается, то, чтобы удержать людей в сети, сетевая организация использует сектантские методы. И идеологию обогащения.

И всё же, что плохого в богатстве? Можно ли стремиться к богатству? Или же наоборот, нужно сторониться хорошей зарплаты и как можно скорее раздать всё своё имение нищим? Каков же истинный критерий христианской оценки богатства?

Христос сказал «Аз есмь путь и истина» (Ин. 14:6). Поэтому, истина — в Слове Божием. И она освещается в Евангелии от Матфея: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;» (Мф., 79 зач., XIX, 23)

Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Святитель также пишет: «Потому оно и называется богатством (chremata), чтобы мы распоряжались (chresometha) им, а не оно нами», а также: «Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много раздал». И ещё: «Не богатых обвиняю и не богатство осуждаю, а худое употребление богатства».

Получается, что само по себе богатство и деньги — не зло, но лишь средство, которое Господь промыслительно даёт для спасения человека. Средство это нужно использовать для того, чтобы достичь главной цели жизни и войти в Царство Небесное. Хотя, это и трудно.

Вот как А. И. Осипов поясняет, почему трудно богатому спастись: «Для духовного роста человека, для его совершенствования, необходим аскетизм, самоограничение. Антиаскетический образ жизни угашает дух. А богатому, при полной возможности удовлетворения любого своего желания, неизмеримо труднее бороться с соблазнами, разрушающими душу (и тело), чем тому, кому эти соблазны и в голову даже придти не могут… Богатым гораздо труднее не согрешить. Их благосостояние — дополнительный фактор риска в этом смысле.»

Если же вернуться к коммерческим культам, то согласно их логике, богатство и так называемая «финансовая независимость» является условием счастья и становится основной целью жизни, а обогащение — основной жизненной идеологией. И не удивительно, ведь многие считают, что богатство позволяет жить счастливо, делать, что хочешь. Таким образом, ум и сердце человека, который вовлечён в подобную коммерческую секту-пирамиду заняты обогащением и богатством, которые для будущей жизни сами по себе не представляют ценности. Усугубляется это ещё и тем, что заработать в пирамиде для подавляющего большинства дистрибуторов практически невозможно.

Евангелие же на этот счёт прямо указывает: «что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк 9:25).

P.S.: Евангелие от Матфея, в котором повествуется о человеке, который хотел войти в Царствие Божие, но не смог из-за большого богатства, можно услышать за Божественной Литургией в воскресенье 27 августа 2017 года.