Чему нас учит преподобная Мария Египетская

 

Чему учит нас преподобная Мария Египетская

С юношества Мария Египетская погибала не только сама, но в постоянном бесчестии своём тянула в погибель и других людей. Она была погибающей грешницей.

Но она стала святой.

Жила она в VI веке. Своей жизнью она показывает, как самый последний грешник может подняться на высоты святости. Она показывает нам образец поста и покаяния. Об этом мы знаем из её удивительного жития.

Поэтому мы вспоминаем её в пятую неделю (воскресенье) Великого поста.

Лютые звери в египетской пустыне

В определённый момент жизни Мария Египетская узрела свой грех, осознала его, раскаялась в нём и решительно поменяла свою жизнь. Потом около сорока семи лет подвизалась в пустыне. Боролась со страстями, постилась и молилась. Под конец своей жизни она стяжала многие дары от Бога. Могла ходить по водам, например.

Путь к совершенствую был не просто труден. Пожалуй, он был сверх человеческих возможностей: как можно было прожить на трёх кусочках хлеба несколько лет!? Сегодня сложно представить такое.

Но, как говорил митрополит Антоний Сурожский, она может научить нас чему-то очень важному.

Дело вот в чём.

За семнадцать лет безудержно распутной жизни она успела приобрести и надёжно закрепить злые навыки. С этими «лютыми зверями», она потом 17 лет мучительно боролась в пустыни.

Греховные навыки твёрдо укоренились в ней. Настолько твёрдо, что причиняли ей страшные мучения. Вот, что она сама рассказала преподобному Зосиме о том, как они её грызли:

Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; Мне хотелось выпить любимого мною вина. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла… Огонь страсти загорался во мне и опалял меня, понуждая к похоти.

Хотя страсти у каждого свои, но тоже самое бывает и с нами, — как только мы начинаем делать усилие и пытаемся бороться с ними, идти против них, — они лютуют.

Разница единственно в решимости

Серафим Саровский говорил, что разница между погибающим грешником и грешником, который находит путь к спасению, единственно в решимости.

Мария Египетская имела такую решимость.

И имела твёрдость следовать этому решению.

Она не пошла подумать, в какой мере ей соблюдать пост, прежде, чем изменить свою жизнь и начать восхождение к Богу.

И мы тоже можем научиться у Марии Египетской решимости. Мы тоже можем научиться, что делать, когда греховные навыки нападают, будто злые собаки:

Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню. Тогда я мысленно становилась перед иконою поручительницы моей, Пречистой Богородицы и с плачем умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу.

И ещё:

Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что перед мною стоит Сама моя поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениями.

Митрополит Сурожский Антоний в проповеди говорил:

Пусть её образ будет для нас новым вдохновением,… но и вызовом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им.

Поэтому будем молиться Марии Египетской и следовать её примеру в борьбе со своими страстями.