Христос Воскресе!

Душевный и телесный подвиг в строительстве домашней Церкви

Практически в каждой русской православной семье есть Казанская икона Божией Матери. Это связано с тем, что обычно именно Казанский образ выбирают для так называемой венчальной пары — икон Спасителя и Богородицы, которыми благословляется брак. Эти иконы составляют основу иконостаса домашней Церкви.

Казанская икона Божией Матери

В день празднования Казанской иконы, как и во все праздники Божией Матери, читается Евангелие о посещении Господом сестёр Марии и Марфы. По словам святителя Игнатия Брянчанинова в этом евангельском отрывке «Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией – душевный».

О Марфе, которая заботилась об угощении, святитель Игнатий говорит: «Марфа была старшею сестрою, и представляется евангелистом как хозяйка дома. Она принимает Спасителя в дом, она распоряжается угощением, приготовляет пищу, убирает трапезу, приносит блюда. Служение её – непрерывающаяся деятельность. И телесный труд, по старшинству, занимает первое место в подвижнической жизни каждого ученика Христова. Служение Марфы окончилось, когда угощение Господа было совершено.»

Мария же «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает Марию с духовным служением: «Положение, принятое Марией, служит изображением состояния души, удостоившейся вступить в духовный подвиг. Состояние это есть состояние вместе и спокойствия и смирения… Духом своим он повержен к ногам Спасителя, внимает единственно Его слову, сознает себя созданием Божиим, а не самобытным существом (Пс.99:3), сознает себя возделываемым, а Бога делателем (Ин.15:1), предает себя всецело воле и водительству Спасителя».

Но одно служение без другого не возможно. Поэтому святитель замечает: «Очевидно, что такое состояние доставляется душе более или менее продолжительным телесным подвигом. И Мария не могла бы сидеть у ног Господа и устремлять все внимание к учению Его, если б Марфа не приняла на себя попечение о приеме».

Бывает, что человек заботится лишь о телесных подвигах, «ошибочно заключая в них и ограничивая ими все жительство свое, все богоугождение свое». Поэтому «Милосердый Господь, не отвергая служения Марфы, снисходительно заметил ей, что в её служении много излишнего и суетного, что делание Марии есть делание существенное. Этим замечанием Господь очистил подвиг Марфы от высокоумия и научил совершать телесное служение со смирением» — заключает святитель Игнатий Брянчанинов.

Так и в строительстве домашней Церкви Господь научает нас трудиться и устраивать домашний быт со смирением, не забывая при этом творить и духовное делание, то есть молиться, посещать богослужения, участвовать в таинствах.