Бусины со святых мест
Пять дней, семь городов и неисчислимое количество святынь – даже внимательно читая программу поездки, сложно было предположить, насколько насыщенной она окажется. Заходя в автобус после очередного соприкосновения со старинными монастырями, удивительными людьми, незнакомой природой, каждый невольно ловил себя на мысли: «большего ни голова, ни сердце вместить не в силах». Но мы ехали дальше и все-таки вмещали.
Лукавством было бы сказать, что дорога давалась легко: в некоторые дни мы ехали по шесть – девять часов подряд, но усталость эта была приятной и забывалась, стоило только подумать, в каких местах мы имеем счастье божьим промыслом находиться. Главное, не превращаться в обычного туриста, озирающегося вокруг, а оставаться паломником, смотрящим еще и в себя. Это превращение вполне могло бы произойти, если бы не наши руководители – отец Алексей и гид Светлана, которые героически держали всю группу (а это, к слову, 45 человек) «в тонусе» и не давали забыть, куда и зачем мы едем.
Теперь, когда поток впечатлений немного схлынул, становится понятно: каждая из точек нашего маршрута что-то оставила и, быть может, даже изменила в нас. В момент поездки все они будто слепились в один большой ком, так, что брал страх – вдруг что-то важное, интересное, ценное к концу путешествия просто выветрится из памяти? Но нет, спустя время, дни вдруг выкристаллизовались в отдельные «бусины», рассматривать и делиться которыми отдельная радость.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Нижегородская область
Кого ни спроси – какое место было самым важным в поездке? – ответы будут разные. Многих покорили монастырские ансамбли Мурома, многих впечатлило величие Троице-Сергиевой Лавры, но начать хотелось бы все-таки с Дивеево. Причина, честно говоря, эгоистическая – для меня именно эта обитель стала эпицентром всего пятидневного паломничества. Первые воспоминания о Серафиме Саровском в моей жизни давние: его образком мама каждое утро благословляла нас в школу; последние куда свежее – будучи журналистом, я только за последний год неожиданно написала три статьи, касающиеся этого святого. Всегда немного боязно вживую соприкасаться с тем, что раньше ты мог лишь представлять, но… встреча состоялась.
До Дивеево мы добрались поздно: рассчитывали попасть к началу вечернего богослужения, но на дороге задержались и успели уже ближе к его середине. Служба по счастью шла в Свято-Троицком соборе, где и пребывают мощи старца. Ни очереди, ни давки – к раке нас провели тут же, и тут же, чуть поодаль нее, мы остались стоять до конца всенощной. Можно долго описывать сам собор (а он красивейший и внутри, и снаружи) и свои ощущения от пребывания в нем, но все это никогда в полной мере не передаст того, что возможно почувствовать лишь находясь там. Я помню только, что выйдя, почти все молчали: говорить не хотелось, казалось, этим можно спугнуть какую-то тишь и тепло, образовавшиеся в себе. И кто-то сказал: «Некоторые люди всю жизнь сюда стремятся и не попадают, а мы почему-то здесь». Действительно, почему-то.
Перед сном нам удалось пройти по Святой канавке (четок почти ни у кого не было и, чтобы не сбиться со счета молитв, каждый придумывал свою систему: кто-то считал с помощью пальцев, кто-то – галочек в блокноте), а наутро – сходили на литургию и причастились. Дальше по расписанию были полтора часа свободного времени, но нас вместе с еще одной паломницей на выходе из собора попросили помочь по уборке. Послушание досталось не совсем обычное (у нас-то в голове сразу мытье полов и чистка подсвечников): привести в порядок лампадки. А они как елочные игрушки – все цветные, разные. Чувствовали себя детьми, получившими подарок. К обеду еле успели, свободного времени лишились, но были по-настоящему счастливы сделать хоть самую малость на благо монастыря и стоять вот так, с вымазанными маслом руками.
Напоследок монахини передали нам в дорогу гостинцев от игуменьи: вареной картошки, банку соленых грибов и сухарики, освященные в чугунке старца Серафима. Последние мы развезли по домам, а вот картошкой с грибами в дороге пообедали, разложив их небольшим порциями в пластиковые стаканчики. Уезжая, мы вспоминали радугу, которая встречала нас, когда мы только приближались к монастырю – яркая и широкая, она раскинулась прямо над дорогой, в нее, как в ворота, мы и въезжали.
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, Мордовия
Я до сих пор плохо представляю, где на карте искать Мордовию, хотя, как ни странно, там уже побывала. В Санаксары мы ездили как раз из Дивеево – два часа дороги и взгляду открывается здание, словно с картинки: высокая желтая колокольня, голубые купола и ярко-кирпичного цвета монастырские стены. После небольшой экскурсии по территории (всегда поражаешься тому, что в мужских монастырях обилие цветов и зелени ничуть не уступает женским), мы прочитали акафист у главных святынь обители. Здесь их две: мощи преподобного Феодора Санаксарского – возобновителя и настоятеля монастыря с 1764 по 1774 годы, и его племянника, святого праведного воина Феодора Ушакова.
Покидая монастырь, мы успели забежать на могилку старца Иеронима Санаксарского, умершего пятнадцать лет назад. Сейчас на месте его упокоения возведена небольшая часовенка. Буквально в последний момент, взглянув на крест, заметили, что приехали мы как раз в день его рождения.
Свято-Троицкая Сергиева лавра, Московская область
Полунощница начинается в 5:30. На улице еще сумрачно и прохладно, а в главном храме обители – Троицком соборе – тихо настолько, что слышно потрескивание свечей. Пока служба не началась, разглядываем старинный пятиярусный иконостас – настоящее произведение искусства: иконы и фрески выполнены мастерами под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного. Правда, знаменитая «Троица» представлена копией – подлинный образец находится в Третьяковской галерее.
Но главное здесь, конечно, не фрески, пусть и авторства прославленного иконописца, а то, вокруг чего собор, собственно, строился: гробница с мощами основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского. К ней очередь тянется медленно, будто давая нам время не просто подбежать и убежать, а о чем-то подумать, за что-то поблагодарить. Чуть позже, на экскурсии, мы узнаем, что именно на этом месте святым была построена первая в обители деревянная церковь, а свой теперешний облик собор начал принимать только в XV веке.
Пусть не долго, но успели мы постоять и на литургии в Успенском соборе (это как раз тот, чьи голубые купола изображают на всех открытках и сувенирах Сергиева Посада), а после – погулять по территории монастыря и сбиться со счета церквей, расположенных здесь. В одной из них, самой, наверное, необычной как внешне (разноцветная «шахматная» роспись), так и внутренне (сейчас она соединена с трапезной палатой, предназначавшейся для торжественных приемов) приложились к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.
Уже на обратном пути мы вернемся в обитель еще раз и еще раз сможем поклониться одной из главных святынь русской земли.
Муром и Владимир
На то, чтобы осмотреть два древних города, у нас был всего один день. Начали мы с Мурома и Спасо-Преображенского мужского монастыря, где хранится самая крупная частица мощей преподобного Илии Муромского – фаланга пальца. Но вот что интересно: находится она не в ковчеге, как мы привыкли, а в деревянной фигуре святого (точнее, в руке) – богатырь изображен лежащим во весь рост и держит на груди меч, который воссоздан по образу его настоящего оружия. Есть на территории обители и практически уникальное для нашей страны сооружение – костница. Войдя в эту небольшую часовню, оказываешься буквально лицом к лицу со смертью: из стеклянных витрин на тебя смотрят черепа и кости. Казалось бы, традиция афонская, как она оказалась в Муроме? Дело в том, что в советское время монастырское кладбище превратили в плац для военных. Многим позже, при благоустройстве территории, были обнаружены многочисленные останки из поруганных захоронений. Для их погребения и была устроена эта часовня. Впечатления от увиденного, признаться, немного страшили, но «холодок» улетучился, когда мы увидели мирно пасущегося по соседству ослика (рассказывают, что на скотном дворе обители есть даже павлин), а потом немного оглохли, «поколотив» в било (это такой древний предшественник колокола).
Дальше по маршруту были Свято-Троицкий женский и Свято-Благовещенский мужской монастыри. В первом из них мы отслужили молебен у мощей святых благоверных Петра и Февронии, а во втором – поклонились мощам князей Константина (крестителя Мурома), Михаила и Феодора.
Точно знаю, что следующий город — Владимир с первого взгляда полюбился очень многим. Приехали мы, когда смеркалось, уже изрядно «насыщенные» информацией и немного уставшие, но по счастью открылось второе дыхание. Первым мы посетили кафедральный собор города – Свято-Успенский. Здесь хранятся мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского, его сына, князя Глеба и благоверного князя Георгия (сын Всеволода Большое Гнездо). Здесь, к слову, тоже сохранились уникальные фрески Андрея Рублева, но на это раз мы их не увидели: они находились на реставрации, работы должны были завершиться со дня на день. Следом (жаль только снаружи) посмотрели не менее величественный и такой же белокаменный Дмитриевский собор. Отделка его напоминает то ли кружева, то ли узоры на шкатулке. Совсем рядом с церковью – смотровая площадка, откуда открывается вид на город сверху. Ночным владимирским пейзажем день и закончился.
Торжок и Тверь
Эти два города – первая и последняя точки нашего путешествия. В Торжке главной нашей остановкой стал Борисоглебский монастырь. Очень скромный (большинство старинных церквей и зданий закрыты и требуют реставрации, равно как требует заботливой руки его большая территория), он как-то особенно тепло нас встретил. Мы помолились у иконы покровителей обители – князей Бориса и Глеба, поклонились мощам основателя монастыря Ефрема Новоторжского. Проехав чуть дальше, остановились у еще одной старинной церкви: Старо-Вознесенской. Она деревянная и визуально напоминает храмы острова Кижи, только уже не первый год находится на реставрации. Кроме того, мы увидели Спасо-Преображенский собор, к сожалению, тоже закрытый, поэтому лишь снаружи. Думаю, не лишним будет вспомнить и о гастрономической достопримечательности города: пожарских котлетах, испробованных в Торжке некогда даже императорской фамилией. Кажется, кто-то из коллег-паломников даже успел записать тот самый, настоящий рецепт!
В дорогу назад, к Петербургу, нас провожала Тверь. Побывали в двух храмах: соборе Вознесения Господня и, так называемой, Белой Троице (официально – Храм Троицы Живоначальной). Помню, что в первом соборе хранятся мощи священномученика Фаддея Успенского, во втором – преподобного Макария Калязинского.
Перечитав написанное, понимаю: сколько же еще всего — людей, историй, мест — осталось за кадром! И как бы ни хотелось, всего не вместить. Уже по пути домой мы разговаривали и понимали, что в этих разговорах противоречим сами себе: с одной стороны за пять дней всего было очень много, но с другой – мало, ведь некоторые города мы видели урывками, не успевая их толком рассмотреть. Однако вспомнилась вот какая цитата, прочитанная недавно в одном из православных журналов: «Чего ждет человек, отправляясь в паломничество? Главным в таком путешествии является не рассказ экскурсовода, не фотографирование на память, а молитва и поклонение святыням, то есть то, что духовно питает и укрепляет». Так что, вряд ли нам нужно было что-то большее.
Инга Бугулова