Вход Господень в Иерусалим. Переломный момент Великого поста
Вслед за воскрешением Лазаря наступает переломный момент Великого поста — Вход Господень в Иерусалим, иначе Неделя ваий, или Цветоносная Неделя, или Вербное воскресенье.
Заканчивается Четыредесятница и начинается Страстная седмица.

Интересно, что Великий пост чем-то похож на шествие Христа в Иерусалим.
Чтобы попасть в Иерусалим из Вифании, Елеонскую гору можно было без труда обойти. Но Христос избрал более сложный и утомительный путь. Через гору. Поэтому сначала Христос подымался вверх, пока не достиг перевала.
Шествие Христа: как это происходило?
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает, что если сопоставить повествования этого события всех четырёх Евангелистов, то можно представить, как это происходило:
«Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (Лук. 19:37), то есть когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим «Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога» за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса.
Вид Иерусалима, представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей народной массы, который вылился в радостных и громогласных криках: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».
Духовный смысл Входя Господня
Святые отцы раскрывают духовный смысл других подробностей Входа Господня в Иерусалим.
Преподобный Авва Дорофей объясняет, что Христос воссел на ослёнка для того, чтобы нашу душу, уподобившуюся, как говорит Пророк, скотам бессловесным и несмысленным, — как Слово Божие, — обратить и покорить своему Божеству.
Народ встречал Спасителя пальмовыми и масличными ветвями.
Ава Дорофей объясняет, что пальмовые ветви суть символ победы, а масличные ветви суть символ милости. Когда кто терпит обиды и хочет обратиться к человеку, который может защитить его, то он приносит ему ветви масличные, взывая и умоляя о помиловании и подании помощи.
Христа окружало множество народа.
Святитель Николай Сербский объясняет, что множество народа, которые в тесноте и давке радостно ожидают и приветствуют Христа, символизируют собой благородные чувства и возвышенные мысли человека. Предводители толп народы, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземлённые мысли.
Народ славил Бога.
Напротив, предводители толп, фарисеи, хотели, чтобы они замолкли.
По словам Ариепископа Аверкия (Таушева), это славословие Христу Мессии устроятся в сердцах и устах народа Самим Богом. Если бы люди воспротивились этому Божьему повелению, тогда бездушные камни заменили бы людей прославлении Господа.
Господь ехал в Иерусалим.
Иерусалим — пишет Святитель Николай Сербский— означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим, означает вхождение Бога в Душу.
Конечной целью торжественного шествия Христа стал Иерусалимский храм.
Святитель Николай Сербский пишет, что храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет приют. Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима — своей души — и принял Бога в себя.
P.S.: За Литургией в Неделю ваий читается Евангелие от Иоанна 41 зачало (Ин. 12, 1-8, зач. 41).