Адам изгнан был из рая за ослушание
Последнее воскресенье перед постом имеет сразу три названия.
Во-первых, «Неделя сыропустная», потому что это последний день, когда мы употребляем молочную пищу. Завтра — уже Великий пост.
Во-вторых, «Воспоминание Адамова изгнания». Именем Адам называется и сам наш праотец, и всё человечество вообще.
Одно из песнопений Вечерни описывает само событие и объясняет, что нам следует делать в связи с этим в течение Великого поста:
Адам изгнан бысть из рая преслушанием, / и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, / и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. / Темже потщимся вси время подъяти поста, / послушающе Евангельских преданий: / да сими благоугодни бывше Христу, / рая жилище паки восприимем.
Адам изгнан был из рая за ослушание, / из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый, / и нагой сидит напротив места того, – «увы мне», – сетуя. / Потому постараемся все провести время поста / слушаясь евангельских преданий, / чтобы чрез них став угодными Христу, / получить нам снова райское жилище.
В-третьих, «Прощёное воскресенье», так как за Литургией мы читаем Евангелие от Матфея о прощении и посте (Мф. 6, 14-21, зач. 17) — по слову Божию перед началом Великого поста мы взаимно прощаем обиды и оскорбления.
Праведный Иоанн Кронштадтский по этому поводу говорит, что «(если) Господь мне прощает бесчисленное множество их (долгов), то как мне не давать даром Божьих же даров» и призывает нас всегда помнить о даре Божием:
А главное, надо помнить, что мы всё имеем туне от Бога и сами Ему бесконечно много должны, и Он прощает нам с любовью долги наши, лишь бы мы оставляли должникам нашим. Будем же охотно и усердно прощать ближним долги их нам; станем приносить Богу ежедневно эту жертву и будем жить в любви.