Интервью с настоятелем протоиереем Олегом Жаворонковым на Радио России 27 декабря 2018 года

Интервью с настоятелем храма Рождества Христова, протоиереем Олегом Жаворонковым в передаче «Городской наблюдатель» на Радио Росси, Санкт-Петербург, состоявшееся 27 декабря 2018 года.

Тамара Филиппова (ведущая): Накануне Нового года, который по указу Петра Первого нам велено отмечать украшением ёлок, застольем и народными гуляньями, мы говорили с настоятелем храма Рождества Христова протоиереем Олегом Жаваронковым о предстоящих зимних праздниках и о самом храме, который всё ещё продолжает достраиваться

Протоиерей Олег Жаваронков (о. настоятель): Да, он ещё достраивается и будет достраиваться. Ещё не все резные киоты заняли свои места, ещё висят иконы во временных киоточках. Поэтому будет достраиваться, украшаться, улучшаться. Надеемся, что будут и росписи, со временем. Но это уже отдалённая перспектива.

Ведущая: В этом храме меня поразило обилие детей всех возрастов: и маленьких приносят к Причастию, и дети побольше причащаются, исповедуются — видно это тоже особенность этого района, где много молодых семей.

Отец настоятель: А дети обязательно должны быть. У нас храм Рождества Христова — храм детей, храм Рождества, храм радости, радости о Богомладенце, пришедшем воплоти на землю для спасения всех людей. Христос, ребёнок, приходит для того, чтобы спасти весь мир.

Ведущая: Скоро будет этот великий праздник. Но вот так получилось, что ему предшествует Новый год, и по сложившейся светской, или советской, традиции в эти дни, а это дни поста, как раз выпадает застолье, и с мясом, и с колбасами, с напитками.

Отец настоятель: Как спрашивали одного батюшку, почему у нас такая сложность с постом. А батюшка сказал, что у нас не сложность с постом. У нас просто небольшая сложность с календарём, потому что светский календарь у нас — новый стиль, принятый ещё папой Римским, а церковный календарь у нас — старый стиль, юлианский календарь, или календарь древнего Египта, древней Александрии, который более точный и более приспособленный к летоисчислению, чем календарь григорианский. Поэтому получаются такие «ножницы» — разница на 13 дней. Разница эта будет в дальнейшем увеличиваться из-за несовершенства григорианского календаря.

Григорианский календарь принят Европой по благословению папы Римского, а Православная Церковь до сих пор держится древнего юлианского календаря. Поэтому у нас Рождество, так же как и в Европе, предшествует Новому году, потому что по юлианскому календарю Новый год наступит только 14 января. То есть 1 января по старому стилю. И вот поэтому всё равно мы совершаем молебен на новолетие гражданское. Мы служим его по нынешнему гражданскому календарю, поскольку это гражданское новолетие. Мы не ждём дня Василия Великого, 1 января по старому стилю. Но тем не менее, и по старому стилю, и по новому стилю Рождество предшествует Новому году. А когда у нас является смешение этих стилей, вот тогда получается, что якобы Новый год перед Рождеством.

Ведущая: Вот такие «перевёртыши», Новый год предшествует Рождеству, а не наоборот, и строгая неделя идёт поста перед самым Рождеством, самая строгая. Получается, что ве грешат.

Отец настоятель: Ну, если не хотят грешить, пускай начинают пост раньше, вот и всё. А один день выделить на праздник. И тогда получится, что 40 дней выдержали поста, и всё нормально. Главное ведь не то, что мы едим и то, что мы пьём. Не входящее во уста, а исходящее их уст оскверняет человека. Поэтому, может, человек что-то и скушал не то, что-то и выпьет не то, главное, чтобы он был нормальным человеком, чтобы он не угрызал своих ближних, не ругался, не дрался, не доносил на своих ближних, не гадил окружающим его людям — вот, что необходимо совершать в пост для того, чтобы мы смогли достойно встретить праздник.

Ведущая: Всё это правильно. Но за это цепляются те, кто считает себя христианином, говоря: «главное — не то, что я что-то съел, главное то, что у меня в сердце».

Отец настоятель: Конечно, если у человека что-то есть внутри, то это будет видно и снаружи. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). То есть, если у него в сердце что-то есть, значит, он и придёт в Церковь, и будет ставить свечечку, и молиться, и поститься, и стремиться к чему-то. Если он только декларирует, что у него что-то есть, то ничего, значит, у него и нет. Если свечечка или язычок пламени горит в фонарике, то этот фонарик, даже через стёклышко, виден всем и светит. Повторюсь ещё раз: если что-то есть внутри, обязательно это будит как-то видно и снаружи.

Конечно, каждый человек в религии разным утешается и остаётся довольным, один малым, другой — великим. Третий, наоборот, придумывает себе свою религию, может быть, даже в православном русле. Начинает придумывать такие вещи, которых и нет и не нужно, и не должно быть. То залезут в пещеру с маленькими детьми и сидят там, якобы ждут конца света. То начинают, как люди малограмотные или психически ненормальные заниматься какими-то самобичеваниями, или истязанием детей своих, якобы для того, чтобы они лучше молились и постились. Искривления есть разные.

Мы в Церкви стремимся не к искривлениям, а наоборот, к очищению своей души. Поэтому каждый, кто приходит — мы никогда не спрашиваем, первый раз он пришёл, второй раз он пришёл, третий раз он пришёл — что у него внутри. Если человек пришёл, значит, ему необходимо быть в Церкви, значит ему необходимо очищаться, значит ему необходимо молиться. Он пришёл сюда, потому что его позвала Благодать Божия, которая находится в храме. К сухому колодцу за водой не ходят. Раз люди приходят в храм, значит, действительно, здесь есть и благодать, и сила, и здоровье подаётся людям, и исцеления — всё, что они просят. И этот источник благодати Божией, которую Господь подаёт нам через Святые Таинства, никогда бы не иссякал, а наоборот, только бы увеличивался. А увеличиваться он будет только тогда, когда будет приходить как можно больше людей.

Ведущая: Опят же повторюсь: отрадно, что здесь так много детей, потому что целые поколения росли вне Церкви. Хотя, есть люди у которых в семье не было людей воцерковлённых, и тем не менее они каким-то образом пришли в Церковь. Но большинство — советская власть запрещала, советская власть преследовала — и так и не удалось придти. И вот, уже когда жизнь прожита, в конце жизни люди приходят к Богу, но не знают, в какой руке свечку держать, не знают, что за иконы, как молиться, как правильно вести себя в Церкви. Не очень понимают, что происходит здесь: в чём символичность службы, почему так, почему эдак, почему священники переодеваются в одну одежду, в другую, почему выходят их этих врат, ну и так далее.

Отец настоятель: Для этого существует воскресная школа и объяснение. И вот, у икон даже написаны молитвы. То есть ликбез мы совершаем большой. А для того, чтобы , действительно, люди приходили в Церковь, конечно, здесь, может быть, необходимо подумать и власть придержащим нашим — о том, чтобы в каждом спальном районе, действительно, были храмы, были церкви. А то, если не будет церквей, значит, будут какие-то сектантские сборища. И сектанты будут губить души человеческие, уводить в разные тоталитарные секты. Поэтому в каждом спальном районе, конечно, должна быть церковь. Вот сейчас очень прекрасная идея существует в Москве — 200 храмов. Хотя бы 200 храмов на Москву. Как раз в тех спальных, может быть, районах, где нету храмов. чтобы человек, особенно в этом унылом районе, застроенном однотипными коробочками, он слышал и колокольных звон, он видел прекрасное здание храма, призывающее его к самосовершенствованию, я бы даже сказал, напоминающее каждому человеку, что он не просто обезьянка, которую загнали в маленькую кробочку–квартирку, и он должен там сидеть и не о чём не думать, а всегда помнить, что он — человек. Вот Церковь всегда призывает каждого человека помнить, что он — человек, что он — творение Божие. Любимое творение Божие, ради которого Христос сошёл на землю, родился младенцем — вот откуда Рождество — сошёл на Крест, взяв грехи человеческие, умертвил этот грех человеческий на Кресте, умер на Кресте, страдая за нас. Как древний пророк Исаия говорил: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5 – Ис 53:5). За много веков говорил это пророк Исаия. И Христос воскрес, и Своим Воскресением славным открыл всему человечеству путь обратно в те райские кущи, из которых  был изгнан падший согрешивший Адам. Вот, дай Бог, чтобы этот путь был действительно открыт каждому человеку. А это, опять повторяюсь, чтобы каждый человек видел хотя бы, если не со своих окон, но хотя бы идя по улице, видел храм стоящий, слышал бы звон колокольный, и заходя в храм видел бы службу Божию, призывающую его к Спасению.

Ведущая: Я думаю, что вот это вот, можно считать вашим пожеланием радиослушателям, всем, кто молится или не молится, всем, кто ходит в храм…

Отец настоятель: Всем русским. Потому что русские — это, по моему, у Достоевского фраза, что русский — значит православный. Хотя, сейчас не считают, что русский должен быть православным, но тем не менее, я думаю, что православные люди бывают разных национальностей. Но русский человек, как бы уже генетически, может быть, предрасположен за две тысячи лет — как ни гнали Церковь Православную, как ни уничтожали, но русский человек, ещё со времён князя Владимира, уже генетический предрасположен ни к Мусульманству, ни к Иудаизму, а именно к Православию, призывающему к миру, любви и милосердию.