Притча о талантах
В притче о талантах (Мф. 25, 14-30) изображается, как некий человек, имеющий подчинённых, прежде чем отправиться в путешествие «призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один», чтобы те употребили это имение с пользой.
Двое из рабов поступили так, как повелел их господин, и приобрели на имеющиеся таланты ещё талантов. А один раб взял талант, «пошел и закопал его в землю».
Когда господин вернулся и потребовал отчёта, то наградил двух рабов за верность и труд, а третьему сказал: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.»
Как и всякая притча, рассказанная Христом, притча о талантах изображает духовные реалии. В частности притча о талантах указывает на то, как каждый человек должен поступать со своей жизнью, которую даром получил от Бога.
Праведный Иоанн Кронштадтский в толковании притчи о талантах указывает: «Человек отходящий есть Господь, вознесшийся на небо и имеющий прийти взять отчет с рабов Своих – всех людей – о том, как они употребили Его имение. Замечательно, что количество талантов соображено Раздаятелем с силами приемлющих таланты. Не ропщи же никто, что тебе дано мало: тебе дано по твоим силам. Если бы дали тебе больше, ты не перенес бы и испортился.»
«Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может… Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно еще: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток.» — пишет cвятитель Феофан Затворник.