Кто такие саддукеи и фарисеи
В Евангелие мы часто слышим упоминание о саддукеях и фарисеях, которые из зависти пытались уловить Христа в слове, чтобы обвинить его в Богохульстве и погубить. Кто же такие саддукеи и фарисеи?
Саддукеи и фарисеи были две основные партии иудейского синедриона. Синедрион — высшее религиозное учреждение и высший правительственный и судебный орган у иудеев. Начальствовал синедрионом, выбранный на год первосвященник. Синедрион иногда обозначается в Новом Завете как «первосвященники со старейшинами и книжниками.
Саддукеи были богатые представители высшего общества, партия иудейских священников. Они отвергали авторитетность Библии, кроме Пятикнижия Моисея, получали выгоду от торговли в храме. Вместе с фарисеями они составляли одну из двух основных партий иудейского синедриона.
Фарисеи — группа иудеев со строгим отношением к благочестию, требовали наиболее тщательного соблюдения иудейского закона и предания. Пользовались большим влиянием в синагогах.
Фарисеи и саддукеи враждовали друг с другом: саддукеи, состоявшие в основном из иудейских священников поддерживали линию первосвященника, а фарисеи были к ним в оппозиции. Были у них и богословские разногласия.
С выходом Христа на проповедь авторитет саддукеев и фарисеев поколебался. Народ, душа которого тянулась к Богу, стал внимать Христу больше, чем иудейским начальникам. Ведь Христос «учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:29). Для саддукеев и фарисеев Христос стал общим политическим врагом.
Блаженный Иероним Стридонский по этому поводу пишет: «То, что мы читаем относительно Ирода и Понтийского Пилата. – Именно, что они согласились относительно предания на смерть Господа, теперь мы видим в лице фарисеев и садукеев, которые хотя и враждовали между собою, но единодушно согласились между собою об искушении Господа.»
Саддукеи полагали, что нет воскресения мертвых, и думали, что нашли для Христа неразрешимую задачу о жене, семь мужей которой умерли по очереди и не оставили потомства (Мф.22, 23:32). Их предположительно победный вопрос был таков: «в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели её». Задав его, они думали, что загнали Христа в тупик, поставили ему мат.
Христос же, будучи сам Богом, мог дать ответ на любое самое сложное противоречие в духовных вопросах. Поэтому Он ответил: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.» Саддукеи вынуждены были замолчать.
А.П. Лопухин пишет: «Поражение саддукеев доставило, по-видимому, по крайней мере книжникам, некоторое, может быть, только временное, удовольствие. Но это не помешало фарисеям составлять против Спасителя все новые и новые заговоры и козни.»
Тогда «фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф.22:36).
Описывая душевное состояние фарисеев, Блаженый Феофилакт Болгарский пишет: «Искуситель подходит ко Христу вследствие чрезмерной зависти. Когда фарисеи увидели, что саддукеи посрамлены, а Господа за премудрость народ прославляет, фарисеи подходят с целью искусить – не прибавит ли Христос чего-нибудь к первой заповеди в виде исправления закона, чтобы найти повод к обвинению Его.»
Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом эпизоде следующее: «Они (фарисеи) знали, что первая заповедь: возлюбиши Господа Бога твоего; но ожидали, что Спаситель поправит её, назвав Себя самого Богом, и чрез то подаст им случай обвинить Его».
Господь же указывает на злобу искусителей — которые пришли не по желанию поучиться, а из зависти — что любовь есть верх заповедей и говорит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф.22, 37-40).
Этим ответом «Он наставляет, что любить Бога должно не отчасти, но так, чтобы всего себя предать Богу» — объясняет блаженный Феофилакт Болгарский.