День просвещения
В древней Церкви был такой обычай — на Богоявление и в навечерие Богоявления крестить оглашенных. Сам праздник Богоявления иногда называли днём Просвещения. Почему? Ответ узнаём из евангельского отрывка, который читается в неделю по Богоявлении (Мф., 8 зач., IV, 12-17).
Христос, узнав, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею, и «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф., IV, 16).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что, «тьмой здесь называет он (апостол) не чувственную тьму, но заблуждение и нечестие» жителей этой местности. Под жителями этой местности можно понимать и весь род человеческий, который «перед пришествием Христовым находился в самом бедственном состоянии; люди уже не ходили, а сидели во тьме… Они даже не знали, куда нужно идти, и объятые тьмой, сидели, не будучи уже в силах и стоять».
И как говорится в богослужебных указаниях, Бог есть Свет и Воскресение, который явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной», спасти падший род человеческий, открывшейся во Христе Божественной благодатью.
Из Евангелия мы знаем, что Богоявление свершилось, когда Иоанн крестил Христа в Иордане. «Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды» — поясняет преподобный Иоанн Дамаскин.
Поэтому в период празднования Богоявления в храмах совершается великое освящение воды. Крещенская вода, агиасма, считается великой святыней, которая исцеляет душу и тело. Её можно набирать, начиная с крещенского сочельника вплоть до отдания праздника Богоявления.
Употребляя агиасму, будем помнить, что для духовного исцеления и борьбы с грехом недостаточно пить крещенскую воду, но необходимо покаяние, к которому призывает нас Сам Христос в последнем стихе упомянутого евангельского зачала — «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф., IV, 17).